Ближайшие годы обещают бурную деятельность казахской нефтепереработке. За несколько лет компании отрасли проведут модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), создадут новые и расширят имеющиеся производства. С января 2014 года Казахстан перейдет на топливный стандарт Евро-3, с января 2016-го - на Евро-4. Успех модернизации зависит, главным образом, от успешного взаимодействия в этом процессе бизнеса и государства. На VI ежегодном международном симпозиуме по нефтепереработке и нефтехимии KazRefinEx 2011" 24 и 25 марта текущего года корреспондент "Эксперта Казахстан" проникся специфической лексикой и диалектикой отрасли и выяснил, что казахстанские нефтехимики и чиновники - единомышленники, каких мало. НПЗ для доклада построены На конференциях профессионалов-нефтяников неповторимая атмосфера. Внешний шик здесь граничит с внутренней скромностью, иногда даже скупостью. Сами нефтяники, как правило, люди смелые, серьезные и сдержанные. Как говаривал основатель Getty Oil Company Поль Гетти: "Кроткие унаследуют землю, но не права на добычу нефти". Среди людей, одетых в классическую пиджачную пару, нефтяников главным образом отличает речь. Они говорят будто заранее написанными предложениями и используют специфический сленг, отличающийся не лексикой, а орфоэпией, проще говоря, ударением. По большому счету, именно орфоэпия для нефтяников - это система опознавания "свой-чужой". Например, в словах "нефти", "мазута" и "факела", "протокола" они, не сговариваясь, ставят ударение на последний слог. На минувшем симпозиуме из выступавших так не говорили, пожалуй, только иностранцы. Модератор первой сессии - о модернизации нефтеперерабатывающих отраслей - вице-министр нефти и газа Асет Магауов после короткого приветствия передал слово представителям отечественных НПЗ. Первым выступал замгендиректора АО "Павлодарский НХЗ" (ПНХЗ) Евгений Двуреков, отметивший рост производства на заводе с 2001 года на 129%. В минувшем году завод переработал 4,8 млн тонн нефти, что равно 35% всей нефтепереработки в РК. Далее нефтехимик обрисовал ситуацию на региональном топливном рынке: оказывается, заводы близкой к нам России перерабатывают 70 млн тонн нефти (Казахстан чуть меньше добывает, а перерабатывает не больше 14-15 млн тонн). Зато у нас глубина переработки глубже - 74%, а у россиян в среднем только 72%. Но Россия уже выпускает Евро-4, а лет через пять перейдет на Евро-5. Нам на это понадобится больше времени: по словам г-на Двурекова, ПНХЗ начнет выпускать Евро-5 в 2020 году, причем к этому времени завод будет перерабатывать 7,5 млн тонн в год, глубина переработки достигнет 92%. В Павлодаре хотят отказаться от выпуска мазута и сосредоточиться на производстве только высокооктановых марок бензина. Но для этого нужна модернизация предприятий. Итальянская Eni и "КазМунайГаз" (КМГ) уже составили график совместных мероприятий, по которому уже в сентябре этого года должны представить ТЭО по запуску новых установок и модернизации старых. "Окончание строительства под ключ ожидается в 2015 году. То есть с 2016 года завод должен быть совсем другим, обновленным заводом с новым ассортиментом и качеством продукции", - подытожил г-н Двуреков. А пока Казахстан импортирует бензин, керосин и, как подчеркнул замгендиректора ПНХЗ, "есть диспропорция в производстве дизтоплива (ДТ)", при этом растет производство светлых дистиллятов - их выпускается до 70%. Речь начальника технического отдела АО "Атырауский НПЗ" (АНПЗ) Еркина Сулейменова тоже изобиловала статистикой, хотя и менее радужной, чем у коллеги. На АНПЗ готовятся пустить комплекс ароматических углеводородов, который позволит довести качество бензина до Евро-3 и 4, "с перспективным выходом на Евро-5". При общей переработке 5,5 млн тонн в год глубина переработки увеличится до 85%. В Атырау тоже намерены отказаться от выпуска низкооктанового бензина. "Бензин АИ-80 у нас не будет выпускаться, АИ-92 - свыше 800 тысяч тонн, АИ-95 - 894 тысячи, бензол - 133 тысячи, параксилол - 493 тысячи", - перечислил г-н Сулейменов. И добавил, что мазут идет на уменьшение. Гендиректор Rompetrol Rafinare SA ("дочка" The Rompetrol Group - актив с участием КМГ в Румынии) Арман Каирденов начал свой доклад по-европейски свободно, что всегда располагает слушателей. Он предложил мысленно перенестись на пять тысяч километров западнее - в Румынию, где на берегу Черного моря работают заводы его компании. Там модернизация началась в 2009 году (сейчас уже заканчивается стройка корпуса под новые установки - комплекса двухстадийного гидрокрекинга низкого давления), так как румынам, вошедшим в ЕС, нужно было скорейшим образом подгонять свои требования под стандарты Евро-5. "Все, что необходимо для рынка Румынии и Европы, мы поставляем: до 70% автобензинов и 90% дизтоплива соответствуют стандарту Евро-5", - с чувством превосходства перед казахстанскими коллегами заявил спикер. Кроме того, выручает Rompetrol хорошее месторасположение - с одного бока Балканы, с другого Украина и далее Грузия, а на юге Турция, которые покупают некондиционное для европейцев топливо. Позже в беседе с корреспондентом "Эксперта Казахстан" г-н Каирденов добавил, что главный рынок для Rompetrol - по-прежнему Румыния, внутри которой динамично растет потребление ДТ, а потребление автобензина падает. В результате модернизации производство ДТ вырастет на 8%. Тихая сапа "Нефтехима" На пресс-конференции после первой части симпозиума Асет Магауов подсчитал сумму, в которую обойдется модернизация нефтеперерабатывающих заводов: АНПЗ нужно два миллиарда долларов, только ТЭО по ПНХЗ обойдется примерно в миллиард долларов, по Шымкентскому НПЗ (PKOP) владельцы пока взвешивают, с каким видом крекинга выбрать установку - каталитическим или более дорогим гидрокрекингом (около 700 млн долларов). "То есть по четырем заводам - более четырех миллиардов долларов", - резюмировал вице-министр. По его словам, первая задача модернизации заводов - сокращение вредных выбросов, вторая - увеличение глубины переработки. "В прошлом году мы переработали 13,7 миллиона тонн. После модернизации к 2016 году ожидаем переработку пяти миллионов тонн на АНПЗ, шести миллионов на ПКОП и до 7,5 миллиона на ПНХЗ. "Удвоится предложение по светлым нефтепродуктам", - пообещал г-н Магауов. Кроме того, он заверил, что цены в рамках Единого экономического пространства (с РФ и Беларусью) скачками расти не будут, и правительство продолжит контролировать предельные цены на ГСМ внутри страны. Журналистов интересовал вопрос, кто является акционером крупнейшего нефтехимического комбината Kazakhstan Petrochemistry Industries Inc. (KPI) (мощность 800 тыс. полиэтилена и 500 тыс. полипропилена) после выхода из проекта Basell. Управляющий директор KPI Раушан Сармурзина проигнорировала этот вопрос и отвечать на него пришлось г-н Магауову. "Действительно LyondellBasell вышел из состава акционеров. Доля АО "РД КМГ" (владел 50% KPI) находится у ТОО "Объединенная химическая компания", вхождение новых акционеров в первую фазу освоения комплекса не рассматривается. Китайская Sinopec - только генподрядчик проекта, а "Эксимбанк Китая" предоставляет кредитное заимствование", - пресек интерес журналистов к китайской теме в казахстанской нефти г-н Магауов. Ранее на вопрос, какая компания будет участвовать в поставке оборудования на PKOP, мгновенно отрезал: "Нет, не китайская". Позже он рассказал, что долю Basell выкупил еще один участник проекта - казахстанская "SAT & Company". Тут слово взяла г-жа Сармурзина и пошла от общего к частному: "Во всех докладах мы видим стремление к глубокой переработке нефти. Я бы хотела обратить внимание корреспондентов, как незаметно на ПНХЗ вырастает новое предприятие "Нефтехим ЛТД". Они выпускают 30 тысяч тонн полипропилена и пока полностью покрывают потребности республики. Завод набирает обороты: к 2015 году планируется увеличить выпуск продукции до 300 тысяч тонн". За неделю до симпозиума корреспонденту "Эксперта Казахстан" из анонимного источника стало известно, что в "Нефтехим ЛТД" инвестируют (пока имя инвестора и сроки проекта неизвестны) около 120 млрд тенге, тогда как по данным того же источника общая стоимость предприятия на текущий момент не превышает 5,5 млрд. Полипропилен стал второй главной темой конференции. Замгендиректора Rompetrol Petrochemicals SRL Едиль Утеков сообщил о планах компании в краткосрочной перспективе повысить производительность завода до 80 тыс. тонн полипропилена в год (с 65 тыс.) и до 70 тыс. полиэтилена (с 52 тыс.), в долгосрочной перспективе производство полипропилена планируют увеличить до 100 тыс. тонн. Суть привлекательности полипропилена для производителей раскрыл региональный менеджер французской Axens Фабьен Лунди. Оказывается, последние 10 лет спрос на полипропилен в мире растет быстрее, чем на бензин. В результате увеличивается разница в цене между полипропиленом и бензином - в пользу полипропилена, и на сегодня она достигла 600 долларов за тонну. Разницу производители ощутили особенно во время кризиса. Естественно, что г-н Лунди неспроста рассказал о выгодности полипропилена: у Аxens есть передовая технология, увеличивающая производительность. Впрочем, на ней можно производить и бензин, и керосин, в зависимости от того, что будет выгоднее продавать. Ожесточающий и примиряющий бензин Но, как бы ни был перспективен полипропиленовый дискурс, самые интересные доклады второго дня были связаны со старым добрым бензином. Если представители НПЗ рассказывали о будущей продукции с наилучшими качественными характеристиками, Акмарал Калмуратова, директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов "ORGANIC", нарисовала картину сегодняшнего рынка бензина. Например, она рассказала, что в ее организацию обращаются автодилеры, жалующиеся, что иномарки из-за некачественного бензина все чаще ломаются, не отъездив гарантийный срок. "Только по Алматы количество вредных выбросов в атмосферу составляет 237 тысяч тонн в год, из них 180 тысяч приходится на автотранспорт", - проиллюстрировала эксперт масштаб топливной проблемы. Ежегодно "ORGANIC" выявляет партии некондиционных продуктов, исследуя многочисленные причины появления таковых на рынке. "Потребители стали обращать большее внимание на качество нефтепродуктов, чем на их цену или близость АЗС", - порадовалась она за автомобилистов. Директор филиала "Испытательная лаборатория Алматы "АО "КазМунайГаз-Онимдери" Галия Медетбаева тоже поделилась своей радостью: казсодержание составляет 75% в продукции "КМГ-Онимдери". Но и она не отошла от критического тона выступлений этого дня, посетовав, что реализация некачественного топлива наносит вред не только потребителям, но и в конечном счете государству. Продолжил тему директор алматинского департамента комитета техрегулирования и метрологии Шаркан Мажиденов докладом под скучным названием "Коротко о техрегулировании". Казенный язык, прилежное цитирование огромных кусков из нормативно-правовых актов, где слово "соответствие" в разных вариациях употреблялось раз 10, навевали сон. Но чем глубже г-н Мажиденов уходил в тему бензина и его качества, тем больше рос интерес слушателей: оказывается, алматинские заправщики завышают октановое число и разбавляют бензин водой. Причем делают это массово: в 2010 году нарушения выявлены на 54% проверяемых АЗС южной столицы. "Факты несоответствия ГСМ техрегламентам выявляются на каждом шагу, - с азартом вещал г-н Мажиденов, вспоминая избранных нарушителей по именам. - Здесь они, наверное, все есть?" Одни заправщики продавали АИ-84 как АИ-92, другие уже 92-й бензин выдавали за 95-й, третьи 93-й как 96-й. Еще одна АЗС с широким ассортиментом на деле продавала только АИ-87. Будь в зале профессиональные шоферы, они бы уже начали сурово закатывать рукава своих промасленных спецовок, но тут спикер изменился в лице и заговорил печально: "К сожалению, в этом списке есть "КМГ-Онимдери", который реализовывал 90-й бензин как АИ-92". Г-жа Медетбаева при этом выглядела так, будто такое развитие доклада предвидела, и лишь смиренно ждала этого упрека. Тем временем спикер предложил повысить штрафы в 10 раз и сократить количество посредников. Иными словами, монополизировать рынок. Если у потенциального монополиста "КМГ-Онимдери" и могла возникнуть обида на главу департамента по техрегулированию, то последнее предложение, безусловно, примирило госструктуру и госбизнес. Иного никто и не ждал. Люди, разговаривающие на одном языке, не могут не договориться. Об этом пишет "Эксперт Казахстан", как передает www.centrasia.ru.
|